И снова в бой

Фото: Lenta.ru

Сбербанк запаздывает с запуском своего коллекторского агентства «АктивБизнесКоллекшн». «Пилот» должен был стартовать 1 июля текущего года, но место под колл-центр — основной инструмент взыскателей — еще не выбрано. К тому же, как выяснил портал Банки.ру, несколько изменилась концепция новой компании.

Над созданием коллекторского агентства, своей 100-процентной «дочки», Сбербанк начал работать около полутора лет назад. Одним из инициаторов и идеологов проекта, как сообщил порталу Банки.ру знакомый с его деталями источник, является Дмитрий Теплицкий, ранее возглавлявший в России крупное коллекторское агентство «М. Б. А. Финансы».

На прошлой неделе был закреплен руководящий состав «АктивБизнесКоллекшн», и он на этапе «пилота» меняться, скорее всего, не будет. Должность гендиректора займет Теплицкий, а председателем правления агентства станет директор по работе с проблемными активами Сбербанка Светлана Сагайдак. Курироваться эксперимент будет центральным аппаратом ведущей кредитной организации России.

Весной Сагайдак заявила агентству «Прайм», что «пилот» стартует 1 июля и продлится полгода. В пятницу она сообщила порталу Банки.ру, что проект стартует в течение месяца. При этом, по ее словам, усилия направлены на создание колл-центра. Однако в настоящее время только проводится анализ регионов, наиболее подходящих для размещения колл-центра. А это значит, что «пилот» может начаться и позже, поскольку оснащение колл-центра, подбор и обучение персонала, как правило, занимают немало времени.

Сагайдак уточнила, что официальным стартом «пилота» будет считаться момент передачи в «дочку» первого пула проблемной задолженности — портфеля кредитных карт из 120 тыс. дел примерно на 1 млрд рублей. Также планируется выделить агентству некоторый объем задолженности, числящейся за балансом.

Несколько изменилась и концепция проекта по сравнению с изначальной. «Задумывалось, что в кэптивную компанию будет передаваться вся просрочка «Сбера» по розничным кредитам, в том числе территориальных банков, — рассказывает источник, близкий к «АктивБизнесКоллекшн». — Однако сейчас позиция иная. В Сбербанке останется внутренняя служба взыскания, которая будет работать с «молодой» просрочкой — до 90 дней, а также с долгами VIP-клиентов». К тому же, продолжает собеседник Банки.ру, Сбербанк, независимо от результатов «пилота», решил не отказываться от сотрудничества с другими коллекторскими агентствами.

«Дело в том, что кэптивные агентства других банков, работая только с просрочкой материнских структур, проигрывают другим участникам рынка, эффективность их работы ниже, — объясняет источник. — Сбербанк же хочет постоянно держать сотрудников «АктивБизнесКоллекшн» в тонусе. Также не исключено, что в перспективе агентство будет работать и с просрочкой других банков».

Светлана Сагайдак рассчитывает, что результаты деятельности «АктивБизнесКоллекшн» будут на 10—20% эффективнее, чем у сторонних коллекторских агентств, в настоящее время работающих с долгами Сбербанка по агентской схеме. В апреле «Сбер» выбрал четыре коллекторские компании («Руссколлектор», «Сентинел кредит менеджмент», «Секвойя кредит консолидейшн» и «Центр ЮСБ»), которые будут взыскивать просроченную задолженность физлиц по агентской схеме. «Банк не отказывается от работы с коллекторскими агентствами и развивает данное направление. Нам важно понимать, как работает рынок и насколько эффективны внутренние процессы банка», — подчеркнула Сагайдак.

«Действительно, на рынке существует мнение о том, что кэптивные агентства менее эффективны, чем независимые от банков, — комментирует предправления «Сентинел кредит менеджмент» (кэптивного коллекторского агентства Альфа-Банка Александр Савинов. — Но согласиться с этим сложно. Если бы рынок предоставлял услуги банкам в объеме, удовлетворяющем их интересы, вопрос о создании аффилированных агентств, уверен, не рассматривался бы».
С другой стороны, развивает мысль Савинов, необходимо разделять два вида кэптивных агентств. Во-первых, агентства, которые работают с долгами только материнского банка. Во-вторых, агентства, которые работают также с просрочкой других организаций. В любом случае, по данным Савинова, кэптивные агентства не имеют задачи захватить существенную долю рынка, «так как всегда будет объем просрочки, поставляемой материнским банком, и внешние долги привлекаются исключительно с целью заработка».
«Сентинел кредит менеджмент», говорит Савинов, успешно работает с просрочкой других банков. Судя по его словам, подход Альфа-Банка к развитию кэптивного коллекторского агентства схож с тем, чего хочет добиться Сбербанк от своей новой структуры. «Материнский банк «Сентинел кредит менеджмент» на периодической основе проводит пилоты по сравнению своего агентства и внешних подрядчиков», — уведомил Савинов. Притом условия, утверждает он, и для «Сентинел», и для конкурентов идентичны.

По подсчетам старшего вице-президента коллекторского агентства «Национальная служба взыскания» (НСВ) Сергея Шпетера, для успешной работы «дочке» Сбербанка понадобятся два-три распределенных колл-центра с общим количеством операторов не менее 1 тыс. «Инвестиции в IT и телефонию должны составить не менее 2—3 миллионов долларов ежегодно», — указывает Шпетер.

На его взгляд, чтобы коллекторское агентство Сбербанка работало на уровне лидеров этого рынка, нужно инвестировать большие деньги в технологии, поиск менеджеров, сотрудников. «А можно просто купить лидера», — предложил Шпетер.

По его опыту, чтобы централизовать огромный портфель просрочки Сбербанка, сделать процесс взыскания эффективным, наладив работу собственной «дочки», потребуются годы и помощь ведущих аутсорсеров страны.

«В первую очередь, необходимо обладать не только достаточными техническими мощностями для обработки больших массивов данных и разрешением на работу с персональными данными, но и накопленной экспертизой, опытом для разработки эффективных стратегий взыскания различных видов задолженностей», — говорит заместитель гендиректора коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» по маркетингу и продажам Елена Терехова.

«Самыми существенными факторами, способными повлиять на эффективность работы, являются корректность распределяемого портфеля и оперативный доступ к счетам должников с целью мониторинга платежей и остатков, — делится Сергей Шпетер. — Распределением портфеля банка должно заниматься независимое подразделение, например «Риски». В противном случае у руководителя дочернего агентства всегда есть шанс оставить «сливки» собственной службе, а неконтактных или отработанных должников передать на аутсорсинг».

Шпетер уверен, что сравнение в данном случае будет не в пользу последних. «Информация о платежах и остатках доступна в онлайне всегда собственной службе. Аутсорсеры же получают ее в лучшем случае раз в неделю, — приводит пример старший вице-президент НСВ. — Если вы видите платежи каждый день, то можете выбрать правильную стратегию, а не ждать обновления информации. В этой ситуации у собственного агентства безусловное преимущество».

По мнению Елены Тереховой, коллекторское агентство Сбербанка — изначально весомый игрок на рынке взыскания просрочки, хотя бы потому, что его материнская компания — крупнейшая кредитная организация страны. «Но надо понимать, что взыскание проблемной задолженности — это работа не только в банковском секторе, но и в других отраслях экономики. И если коллекторское агентство правильно строит свой бизнес, инвестирует в техническую базу, развивается, получает необходимый опыт работы с разными долгами в разных сегментах экономики, то оно будет успешным. И не важно, аффилировано ли оно с крупным банком, или работает само по себе», — считает Терехова.

Светлана Сагайдак пояснила, что окончательная стратегия развития «АктивБизнесКоллекшн» будет определена по окончании «пилота». «По его итогам, в случае его успешности, мы планомерно начнем увеличивать объемы проблемной задолженности, передаваемой в работу нашего агентства», — уточнила Сагайдак. Она добавила, что Сбербанк не откажется от работы со сторонними коллекторскими агентствами. Как именно будет распределяться проблемный портфель физлиц, опять же станет ясно по окончании «пилота».

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru

Политика конфиденциальности

  • Мы не собираем и не храним данные пользователей введенные в формах оформления заявок на получение кредитов - эти данные передаются моментально банкам-партнерам для их дальнейшей обработки.
    Мы не собираем и не храним данные о телефонах, адресах и других конфиденциальных данных наших пользователей. Мы не производим рассылок по электронной почте, СМС и любыми другими методами, используя данные оставленные нашими пользователями.
  • Наш сайт полностью соответствует требованиям закона о персональных данных и никоим образом не нарушает его.
металлических ручек высочайшего общественностью реклама на телевидении