Полный онлайн

Фото: Inmagine.com

Мобильники вскоре могут стать основными устройствами для осуществления банковских операций, предрекают эксперты. Судя по опросу, проведенному порталом Банки.ру, дистанционные каналы обслуживания все больше набирают популярность. У некоторых банков уже до 90% операций клиенты осуществляют через системы интернет- и мобильного банкинга.

Вчера на IV Международном форуме «Дистанционный банкинг — 2013» президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолий Аксаков заявил, что этот сегмент развивается в России наиболее быстрыми темпами. По словам Аксакова, за прошлый год рост дистанционного банкинга составил 40%, а его объем достиг 600 млрд рублей. «Ожидается, что в 2013 году этот показатель увеличится более чем в три раза и приблизится к 2 триллионам рублей, — привел данные глава АРБР. — Очень быстро растут обороты с использованием мобильного банкинга. В этом году рост в этом сегменте также составит 40%».

Как отметил Аксаков, очевидно, что в ближайшее время телефон будет заменять привычную платежную карту как для управления счетом, так и оплаты товаров и услуг. «Я не исключаю, что с помощью мобильного телефона будут и получаться кредиты, и погашаться обязательства по ним», — добавил он.

Большое будущее в плане банковских технологий сулит мобильникам также заместитель директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников. На презентации нового проекта компании GetTaxi (шла речь о том, что за проезд в такси теперь можно расплачиваться банковской картой) он обратил внимание на то, что в России сегодня примерно 65 млн людей ежемесячно пользуются Интернетом как средством коммуникации, общения, заказа товаров и услуг.

«Естественно, с каждым годом и мобильный Интернет растет колоссальными темпами, — отметил Гребенников. — Порядка 2 миллионов граждан нашей страны используют только мобильный Интернет для доступа в Сеть. Еще год назад мы не могли говорить даже о сотне тысяч людей, которые так или иначе используют мобильный телефон для доступа в Интернет. Эта цифра будет только расти, и через какое-то время мы придем к тому, что главным «экраном» станет мобильный телефон».

Дистанция выходит на передовую

Ориентируясь на сведения, предоставленные банками, можно с уверенностью сказать, что популярность дистанционного банковского обслуживания (ДБО) только растет. Несмотря на то что, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), лишь 33% наших сограждан хорошо осведомлены, что такое интернет-банкинг, по информации самих кредитных организаций, спрос на эту и другие схожие услуги увеличивается.

Так, количество пользователей интернет- и мобильного банка ВТБ 24, по сведениям пресс-службы кредитной организации, в целом по России достигло 2 млн человек. При этом 1,2 млн — пользователи системы «Телебанк», а 720 тыс. клиентов выбрали информационный сервис «Телеинфо», чтобы следить за состоянием своих счетов и карт. Каждый пятый клиент ВТБ 24 предпочитает совершать свои банковские операции дистанционно, а за прошедший год количество клиентов, пользующихся интернет- и мобильным банком ВТБ 24, выросло в 1,5 раза. На такую же величину выросло количество проводимых клиентами операций через каналы ДБО.

Из опрошенных банков самую высокую долю «заонлайненных» клиентов отметили Альфа-Банк и Банк24.ру. По словам руководителя блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексея Коровина, сегодня общее количество клиентов, использующих интернет-банк«Альфа-Клик», составляет 2,7 млн человек. При этом 90% клиентов пользуются онлайн-операциями, в их числе интернет-банк, мобильный банк, а также контакт-центр. Такая же доля клиентов предпочитает онлайн офлайну в Банке24.ру.

По данным Промсвязьбанка, одной из самых активных кредитных организаций в соцсетях, 85% операций клиенты банка осуществляют в настоящее время с помощью дистанционных каналов. «Мы хотим добиться цифры в 90%, — указывает директор розничного интернет-банкинга Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас. — Это касается, прежде всего, проведения каждодневных простых операций по электронным каналам. А выбор достаточно сложных решений для жизни, таких как, например, ипотека, будет осуществляться в отделении при помощи качественной консультации нашего специалиста».

В Бинбанке доля клиентов, склонных проводить в режиме онлайн простые операции (платежи, переводы), превышает 50%. В кредитной организации надеются, что в будущем объем онлайн-платежей превысит 80%.

«За последний год количество пользователей интернет-банка и мобильного банка «НОМОС-Линк» выросло в шесть раз — до 160 тысяч человек, — рассказывает директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-Банка Александр Базанов. — Доля розничных клиентов, использующих дистанционные каналы, превысила 40%. Банк стремится к увеличению доли дистанционных операций. Полагаю, что в течение двух-трех лет мы сможем достигнуть проникновения интернет- и мобильного банка в 70—80%. При этом до 90% всех объемов операций вполне можно перевести в онлайн».

Руководитель электронного бизнеса Ситибанка Евгений Локтев приводит схожие данные. «Примерно 40% наших клиентов используют дистанционные каналы обслуживания (интернет-банк Citibank Online, мобильный банк Citi Mobile и приложение для iPad), и мы понимаем, что число активных пользователей будет неуклонно расти», — говорит Локтев.

Активно пользуются онлайн-сервисами около 15% клиентов Абсолют Банка. В основном они осуществляют операции по оплате услуг сотовых операторов и интернет-провайдеров, оплате коммунальных услуг, внесению платежей по кредитам. Такую статистику приводит директор департамента управления региональной сетью Абсолют Банка Юрий Захаров.

Дальний прицел

Кредитные организации готовы не только совершенствовать свои дистанционные каналы обслуживания, но и поощрять клиентов за их использование.

«Сейчас более 20% клиентов банка имеют доступ к интернет-банку, на этот показатель удалось выйти за год, — сообщает руководитель блока продаж и развития бизнеса сети Юниаструм Банка Егор Шкерин. — В ближайших планах — выйти на долю проникновения в 50%. К сожалению, далеко не все клиенты активно пользуются онлайн-сервисами, поэтому мы будем прикладывать усилия для обучения пользователей и стимулирования их активности. Также планируется расширение функциональности нашего интернет-банка, добавление новых сервисов».

«Если не брать в расчет тех вкладчиков, которые принесли деньги в банк и в следующий раз появятся там только для того, что их забрать, то среди наших розничных клиентов доля пользователей системы ДБО достигает 80%, — делится директор департамента информационных технологий СБ Банка Максим Волков. — Прирост клиентов, проводящих операции через онлайн-каналы, более чем существенный: в течение последних трех лет мы ежегодно показываем рост в 2—3 раза. И из тех клиентов, кто хотя бы раз проводил через наш банк платеж и согласился опробовать интернет-банк в действии, кто хоть как-то взаимодействует с компьютером и не боится этого, кто, так сказать, почувствовал «вкус крови», 85—90% остаются с нами и продолжают пользоваться системой дистанционного обслуживания».

Волков утверждает, что рвение таких клиентов всячески стимулируется банком. В качестве благодарности от кредитной организации продвинутым пользователям предлагаются специальные тарифы и условия: на многие услуги в интернет-банке они ниже в 2—5 раз, по сравнению с офлайном, или даже бесплатны.

Поколение Next

В ПриватБанке (в РФ работает «дочка» этого банка — Москомприватбанк) полагают, что с учетом географии нашей страны, доступности Интернета и активного развития электронных гаджетов, для России достаточно трех-пяти лет, чтобы массовые банковские услуги полностью перешли в онлайн. В отделения люди станут приходить только для того, чтобы провести нестандартные операции и операции с крупными суммами.

В Банке24.ру считают, что основой перехода на дистанционное обслуживание послужит развитие технологий, ритм жизни населения, который не позволяет тратить время на посещение офиса банка, а также новое поколение, которое «растет» на Интернете и смартфонах. Ведь как раз через пять-десять лет они будут основными потребителями в том числе банковских услуг.

«Дистанционное банковское обслуживание будет развиваться параллельно с развитием филиальной сети, — размышляет Алексей Коровин из Альфа-Банка. — С одной стороны, клиентам важно быстро, легко и самостоятельно управлять своими финансами, что и дает им ДБО, а с другой — не менее важным фактором является личный контакт с представителем банка, а его клиенты могут получить только в отделении».

По мнению Алгирдаса Шакманаса из Промсвязьбанка, особых перспектив для закрытия банковских офисов, особенно в России, нет. «Изменится функционал и предназначение отделений, — объясняет банкир. — В офисах будут продаваться банковские продукты и услуги, будут проводиться консультации клиентов. А все операции, многие из которых клиенты уже сегодня могут провести самостоятельно без посещения отделения, полностью перейдут в Интернет. В офисах не будет касс и наличных денег. Но живое общение сохранится, что очень важно как для клиентов, так и для самих банков».

«По последним данным, интернет-покрытие России составляет примерно 55% территории. То есть каждый второй житель нашей страны использует возможности Интернет-сети, — рассказывает финдиректор Лето Банка Александр Самохвалов. — Если из этих 55% мы уберем еще «небанковское» население — грубо говоря, людей до 21 года (большинство кредитов выдаются с этого возраста), тогда доля охвата получится вообще 25—30%, причем эта доля приходится в основном на крупные города. Хотя и эти 30% не всегда доверяют банкам в плане дистанционного оформления продуктов».

Таким образом, перспективы для онлайн-охвата наших соотечественников открываются довольно значительные. По мнению Самохвалова, через пять-семь лет уже две трети населения России будет «охвачено» Всемирной паутиной, и тогда наступит время говорить о закрытии некоторых банковских офисов и полномасштабном переводе клиентов на дистанционные каналы обслуживания.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Политика конфиденциальности

  • Мы не собираем и не храним данные пользователей введенные в формах оформления заявок на получение кредитов - эти данные передаются моментально банкам-партнерам для их дальнейшей обработки.
    Мы не собираем и не храним данные о телефонах, адресах и других конфиденциальных данных наших пользователей. Мы не производим рассылок по электронной почте, СМС и любыми другими методами, используя данные оставленные нашими пользователями.
  • Наш сайт полностью соответствует требованиям закона о персональных данных и никоим образом не нарушает его.