Чужие среди своих

Фото: Inmagine.com

Интерес населения к быстрым займам снижается, как и число тех, кто пользовался этой услугой в течение последнего года, отмечается в исследовании Synovate Comcon. Эксперты компании уточнили в беседе с порталом Банки.ру, что речь идет в первую очередь о продуктах микрофинансовых организаций (МФО).

Согласно данным исследования «РосИндекс» (проводилось в период со II квартала 2012 года по I квартал 2013-го) компании Synovate Comcon, популярность микрофинансирования падает. Эксперты опросили людей возрастом от 18 до 75 лет, жителей городов с населением от 100 тыс. человек, и выяснили, что количество желающих оформить быстрый кредит или заем неуклонно снижается, как и число тех, кто пользовался подобной услугой за прошедшие 12 месяцев.

Если во II квартале 2012-го услугами компаний, предлагающих быстрые кредиты, пользовались 1,7% респондентов, то в I квартале текущего года — 1,4%. И если чуть больше года назад брать быстрые кредиты или займы планировали 1,3% опрошенных, то к апрелю 2013-го таких людей оказалось 0,7%.

При этом уровень знаний о компаниях, выдающих быстрые кредиты, повышается. Так, во II квартале прошлого года такой информацией обладали 21,7% респондентов, а в I квартале нынешнего — 33,3%.

«Знание компаний, предоставляющих услуги по выдаче быстрых кредитов, по-прежнему растет статистически значимо. Однако пользование этими услугами и планирование ими воспользоваться продолжают наметившуюся в конце 2012-го тенденцию к снижению», — отмечают эксперты Synovate Comcon. Поэтому, по их мнению, уменьшение привлекательности быстрых кредитов связано не с недостатком информации, а с предыдущим опытом их использования.

Но эксперты Synovate Comcon вовсе не хоронят быстрокредитный бизнес. Описанная тенденция, уточняют они, не означает отсутствие у рынка потенциальных потребителей. «Очевидно, как и другие «новинки», быстрые кредиты поначалу привлекли несвоих пользователей: тех, кто не осознал условия предоставления услуги или свои возможности по возвращению кредита», — уточняют исследователи.

Как сообщила директор по работе с клиентами Synovate Comcon Людмила Бартенкова, речь в первую очередь идет о займах, которые предлагаются микрофинансовыми организациями. «Доля пользователей микрозаймами больше всего снизилась среди населения в возрастных группах от 18 до 24 лет и старше 45 лет. Это люди, которые сперва либо невнимательно изучили условия предоставления займов, либо переоценили свою возможность выплатить их своевременно», — комментирует Бартенкова.

Она отметила любопытную тенденцию. В прошлом году люди старшего возраста являлись основными потребителями продуктов МФО. Во II квартале 2012-го таких заемщиков было 46%, а на данный момент их число сократилось примерно на треть — до 30%. «Притом люди этой возрастной группы перетекают из МФО в банки, — продолжает Бартенкова. — Что подтверждается статистикой. За второй квартал прошлого года доля пользователей банковскими кредитами среди людей старшего возраста выросла с 35% до 41%. Такие заемщики, скорее всего, изначально соблазнились на легкие условия и быстроту при получении микрозаймов. Но со временем осознали их дороговизну и теперь обращаются за более дешевыми продуктами в банки, понимая, на что идут: то есть, занимая деньги, рассчитывают на свои силы, способность и готовность выплачивать кредиты».

Что касается молодых людей (число клиентов МФО этой категории, по данным Synovate Comcon, снизилось с 18,6% до 15%), то они, отказавшись от микрозаймов, вообще уходят с «заемного поля». «То есть побаловались, попробовали, с чем едят заемные деньги, не понравилось — ушли. Не так уж, видимо, им нужны были средства», — полагает Бартенкова.

Она рассказала еще об одном интересном факте. За указанный период вырос средний сегмент — от 25 до 44 лет — потребителей микрозаймов: с 36% до 55% (этот рост не покрыл общее снижение пользования микрозаймами). «Очевидно, основной причиной того, что самое активное и зарабатывающее население России идет в МФО, — испорченная кредитная история. Этот фактор резко снижает вероятность получения кредита в банке, а МФО готовы принять высокорисковых заемщиков», — рассуждает Бартенкова.

Общая тенденция, обозначенная экспертами Synovate Comcon, подтверждается материалами Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), по данным которого МФО сегодня доверяют 12% опрошенных, причем этот показатель упал на 5 процентных пунктов по сравнению с 2012 года.

Предправления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин объясняет выводы указанных исследовательских компаний тем, что клиенты МФО все-таки не совсем «бездумные». «То есть люди, единожды воспользовавшись микрозаймом и увидев последствия этого, больше в МФО не обращаются, — пояснил Янин. — Но такое поведение заемщиков в большей степени касается крупных городов. Тем более что в тех же миллионниках число «жертв» МФО не настолько заметно, как в небольших населенных пунктах, где микрофинансисты все активнее ищут своих наивных заемщиков».

Президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута пытается найти логическое объяснение приведенным выше выводам. «Я хочу обратить внимание на то, что Synovate Comcon спрашивала население не конкретно про микрозаймы МФО, а про быстрые кредиты в целом. Я не раз сталкивался с тем, что восприятие предмета опроса у исследователей и респондентов различается, — подчеркивает Мамута. — Так что я предполагаю, что в эту выборку попали и серые компании, с которыми люди, столкнувшись один раз, больше не хотят связываться. Это не только понятно, но и хорошо. Потребитель становится разборчивее, он обращает более пристальное внимание на качество, а не только на скорость выдачи денег».

По словам Мамуты, некоммерческое партнерство микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и развитие» (НП «МиР», входит в НАУМИР) всецело эту точку зрения поддерживает, поскольку серые кредиторы зачастую действительно нарушают права потребителей, а их методы работы, особенно в части возврата платежей, нередко нецивилизованные. «И то отрицательное мнение, которое о таких, по сути, «ларьках» у людей складывается, во многом объективно, — говорит президент НАУМИР. — Надеюсь, что впоследствии потребители, которым понадобятся займы, будут тщательнее подходить к выбору кредитора».

Мамута отметил, что тем самым появился еще один повод задуматься над вопросом неформального рынка быстрых кредитов. «Поскольку серые игроки не только создают проблемы заемщикам, но и усредняют восприятие микрозаймов в целом», — добавил он.

А что касается компаний, которые входят в НП «МиР» (а это более 50% объема регулируемого рынка), то, уверяет Мамута, число их клиентов имеет тенденцию к увеличению, что может свидетельствовать как раз о росте лояльности к компаниям, соблюдающим установленные законом и правилами саморегулируемых организаций (СРО) стандарты по защите потребителей. «По нашим предварительным оценкам, за первые пять месяцев этого года рынок займов от регулируемых МФО вырос почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. И одна из причин — это отказ потребителей от услуг нерегулируемого кредитного сектора», — убежден Мамута.

Руководитель департамента развития банковских продуктов БКС Банка Александр Дерягин полагает, что рынок займов будет расти, поскольку МФО готовы кредитовать людей с большим риском, чем банки. К тому же на маленькие суммы, что банкам с точки зрения их бизнес-процессов делать невыгодно.

«МФО играют на том, что показывают заемщикам не процент, а сумму переплаты. С точки зрения привлечения клиентов это оправданно, правильнее, чем указывать процент, — дополняет Дерягин. — Наиболее привлекательный продукт МФО — это быстрые займы до зарплаты. Если человек перехватывает 10 тысяч рублей на несколько дней, пусть и под 100%, и под 200% годовых, но быстро возвращает заем, по факту он особо ничего не теряет».

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru

Политика конфиденциальности

  • Мы не собираем и не храним данные пользователей введенные в формах оформления заявок на получение кредитов - эти данные передаются моментально банкам-партнерам для их дальнейшей обработки.
    Мы не собираем и не храним данные о телефонах, адресах и других конфиденциальных данных наших пользователей. Мы не производим рассылок по электронной почте, СМС и любыми другими методами, используя данные оставленные нашими пользователями.
  • Наш сайт полностью соответствует требованиям закона о персональных данных и никоим образом не нарушает его.